Из опыта работы

Классные часы

Внеклассная работа

Адаптация

Анализ воспитательной работы в условиях СПО

     В современных условиях реформирования российского общества важнейшую роль приобретает работа с молодежью, особенно в профессиональных учебных заведениях. Подготовка гражданина, специалиста, воспитание личности является одним из приоритетов государственной политики. Не случайно за последние годы вышел целый ряд постановлений Правительства России, Республики Башкортостан, направленных на улучшение работы с молодежью, на повышение качества воспитания в системе среднего профессионального образования.

     Воспитание в профессиональных учебных заведениях призвано сформировать научное мировоззрение, сориентировать студентов в истинных ценностях, развивать общественные и профессиональные интересы, социальную активность, выработать нравственные устои, особенно в рамках свободы и ответственности, сформировать жизненную позицию, обеспечить самоутверждение личности в современной жизни. Немалую роль в их формировании играет воспитательная работа.

     Зарождение, становление и развитие воспитательной  системы  учебного заведения  являются  этапами  длительного  и сложного  процесса, проходящего  под влиянием   множества объективных  и субъективных факторов,  вносящих  существенные  изменения в жизнедеятельность учебного заведения и окружающего  социума. С учетом реалий, сложившихся в области воспитания учащейся молодежи, надо признать в качестве наиболее актуальных две проблемы: создание в учебном заведении стройной целостной системы воспитания обучающихся, во-первых; реальное управление системой, во-вторых.

     Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития студентов, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

     Общая  цель воспитания – формирование личности, имеющей   высоконравственные  идеалы,  разностороннее  образование,  четкую  гражданскую  и профессиональную  позицию,  исполненной   достоинства и самоуважения, достигается  посредством ее  самореализации  в системе  воспитательных структур  и решением конкретных задач,  среди которых наиболее актуальны  следующие:

   - создание  условий для профессионального и личностного развития  будущего педагога в  разнообразных сферах  человеческой  деятельности и общения. Формирование  механизмов  адаптации студентов в условиях  современного  рынка труда;

   - формирование активной гражданской позиции, гражданского  самосознания, осознание прав и свобод человека, привитие правовой культуры и правового поведения, способности к диалогу, гражданской  ответственности, освоение путей по реализации профессиональной  деятельности;

   - формирование общечеловеческих норм, гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, толерантности,  справедливости), культуры общения, культивирование интеллигентности,  как   меры  воспитанности;

   - формирование поликультурной компетентности,  будущего  специалиста, осмысление национальных культур в общем контексте российской  культуры;

   - развитие внутренней свободы,  способности  к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства,  самоуважения и способности к рефлексии;

   - воспитание  и развитие  пожизненной   потребности в здоровом образе   жизни, в позитивно-творческом  поведении  во всех сферах общественной жизни,  духовном росте и непримиримости насилию  в человеческих отношениях.

     Принципы воспитательной системы -  это наиважнейшие правила, выражающие  объективную  сущность  отношений педагога  и  воспитанника  в процессе их  взаимодействия, целями которого  являются развитие, духовное и профессиональное  становление  студента.  Преподаватели БМПК  в своей повседневной  практике  руководствуются   следующими принципами воспитания:

   - принцип  гуманистического подхода  к личности студента,  который предполагает  опору на  положительное,  центрацию на успехи, поиск  позитивных намерений,  педагогическое  авансирование, демонстрация   уважения и значительности  личности воспитанника;

   - ориентация  всей системы работы  на реальный  конкретный  результат, который окончательно   проявится в  профессиональной жизни  бывшего студента;

   - демократизм  системы  воспитательной работы со студентами: студенческое  самоуправление, участие преподавателей, руководителей факультативов и кружков, общественных объединений  как равноправных партнеров  студентов  в управлении учебно-воспитательном процессе;

   - единство всей системы воспитательной работы со студентами, историзм в подходах к процессу воспитания, определению форм работы,  наиболее точно соответствующих времени, материальным и творческим возможностям колледжа;

   - преемственность в воспитательной работе со студентами, комплексный подход, предполагающий координацию деятельности всех управленческих структур;

   - принцип  культуросообразности. Он заключается в том, что образование должно интегрировать студента в мировую культуру, через постижение ценностей и норм конкретных национальных культур, требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом; к культуре бытовой, физической, материальной, производственной, коммерческой, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, нравственной.

Основные направления воспитательной   деятельности

     В реализации  целей и принципов  основных   направлений  воспитательной  деятельности  со студентами  основополагающими  являются   следующие  направления  воспитательной  работы:

   - социальное развитие личности, которое предполагает творческий  характер самореализации  студента;

   - адаптация   первокурсников  к системе обучения, к новым общественным отношениям, новой среде;

   - предоставление  возможностей для реализации лидерских наклонностей, организаторских  способностей активной  части студенчества  через участие  в органах  самоуправления; вовлечение  в активную  общественную жизнь, в волонтерском движении;

   - развитие творческих способностей, эстетическое  и  этическое  воспитание, предоставление возможностей для реализации талантов через  организацию  досуговой деятельности, творческие  клубные коллективы, участие в различных мероприятиях;

   - трудовое воспитание  в общественно-полезной  работе,  участие в субботниках по уборке территории  колледжа, района, города.

Основные методы педагогического  воздействия

1) Единое педагогическое  требование к  студентам является  ведущим методом педагогического  воздействия. Единые требования  к студентам  должны быть  тщательного продуманы,  детализированы, должны охватывать  все стороны жизни  и деятельности  студентов, утверждены педсоветом.

    Обеспечение  выполнения  требований студентов  должно стать  профессиональной нормой  каждого  преподавателя. Изменения  требований должны происходить  в направлении от твердых, прямых  к косвенным (просьба, намек,  одобрение, совет) по мере   формирования  положительного опыта поведения  воспитанников.

     При этом очень важно добиваться   действительного единства  и обязательности выполнения  правил  и требований, соблюдение  меры и такта в  предъявлении таковых.

2) Мотивация  обучающихся на  самовоспитание.

    Организация  воспитательной работы  должна быть нацелена  на то, чтобы побудить  и вызвать  потребность  у студентов изменить себя. Сущность  этой работы сводится  к следующим моментам:

   1. Вызвать неудовлетворенность собой, но без утраты  уверенности  в себе, поднимать планку его  притязаний. Достигаться этого  можно  следующим образом:

педагогическими требованиями;

требованиями     студенческой  среды;

организацией  духа  состязательности, соревновательности  во всех сферах  коллективной  и индивидуальной  деятельности  учащихся.

   2.  Помочь  обучающимся рационально и эмоционально  самоосознать   и оценить  себя,  увидеть  в  себе  положительные  стороны и недостатки.

   3.  Показать образцы  самовоспитания,  саморазвития, внушая при этом то,  что каждая личность  важна  сама по себе, что  каждый человек  может  улучшить свою природу, и что  каждый  из нас  обладает  уникальными возможностями внутреннего  роста.

   4. Научить  обучающихся  заниматься  самовоспитанием, профессиональным  совершенствованием, рекомендуя литературу для  самостоятельного изучения.

3) Этическая (нравственная) программа.

     Важнейшими методами  нравственного воспитания являются беседы, диспуты, классные  часы, часы общения, с работниками образования, науки, органов правопорядка, административных органов, устные журналы, круглые столы, книжные обзоры и выставки, наглядные виды информации.

      Основное  содержание  такой работы  заключается  в определенном  целеполагании, системности, разумной  повторяемости, профессиональной направленности воспитательной работы: дни и недели специалиста, встречи с учителями школ и администрацией учебных заведений, педагогические клубы и творческие объединения. Эта работа должна формировать интерес к будущей деятельности, избранной специальности, вырабатывать профессиональные качества.

4) Педагогическая  индивидуальная   поддержка.

      Под ней понимается  деятельность  педагогов  в оказании плановой и   оперативной помощи студентам в решении  их индивидуальных  проблем, связанных  с физическим, психическим  здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении, с жизненным   и профессиональным  самоопределением.

      В широком  практическом плане индивидуальная поддержка включает  в себя следующий  смысл:

   - помочь  обрести  уверенность в себе;

   - подкрепить то положительное, что есть  в студенте;

   - удержать от того, что  мешает  развитию;

   - поддержать  стремление  к самостоятельности;

   - помочь  обучающимся преодолеть  то или иное препятствие,  трудность.

      Суть  педагогической поддержки  можно выразить  тремя  словами: проблема,  защита,  самостоятельность.

Успешность  педагогической поддержки возможна при соблюдении следующих  условий:

   - согласие  студентов  на помощь  и поддержку;

   - приоритет в решении собственных  проблем принадлежит  самим  студентам;

   - совместность, сотрудничество,  содействие;

   - соблюдение принципа конфиденциальности;

   - защита  прав и интересов  студентов.

5) Студенческая   социальная  воспитывающая  среда.

     Ядром    студенческой  воспитательной  системы  и главным  ее  субъектом является  разновозрастной коллектив, где первостепенное значение уделяется  созданию     студенческой общности.

      Такая  среда  рассматривается  как  совокупность  межличностных отношений, норм поведения, которые  принимаются  и поддерживаются самими студентами. Такая среда воспитывает  значительно эффективнее и результативнее, чем  любые другие методы.

Коллектив  группы

     Наличие  в образовательных учреждениях воспитательной  системы создает  особую  ситуацию  развития  всей группы.  Прежде  всего, она предполагает  включенность  в систему каждой группы  в качестве его  компонента. А значит:  цели, реализуемые в группе, ее  деятельность, характер отношений, требования к среде в группе должны сочетаться  с педагогическими характеристиками всей  системы.  Группа должна быть  первичным  коллективом и при этом   сохранять  свою  индивидуальность.

6) Единство педагогического коллектива.

     Важным  условием  эффективности  воспитательного процесса является  единство  педагогического  коллектива.

     Под ним понимается:

   - наличие  воспитательных  целей и  задач учреждения, над  которым совместно  работает  педагогический коллектив;

   - единомнение в понимании  концепции, методов и организации воспитательной  системы, подкрепленное решением  педсовета;

   - единство  педагогических требований  к учащимся;

   - согласованность  действий.

     Единство  педагогического коллектива  не исключает профессиональную свободу  учителя использовать  индивидуальные  методы  и приемы  воспитания,  если  они  противоречат  системе воспитания  образовательного учреждения.

7) Система  работы  классного  руководителя.

     Принципиально  система работы классного руководителя не меняется. В  его работу вносятся  следующие  коррективы  и изменения.

     1. Согласованность  воспитательных  целей и задач  классного  руководителя с  общепринятыми  задачами  и системой  воспитания  образовательного учреждения.

     2. Усиление  целеопределенности   в работе  классного  руководителя.

     3. Активнее и эффективнее применять  в практике методы индивидуальной  педагогической  поддержки.

     Все эти компоненты играют важнейшую  роль  в самоуправлении студентов.        Все эти компоненты  должны  использоваться  в  развитии студенческого  самоуправления.

Организация и управление  воспитательным процессом

     В управлении процессом воспитания участвует администрация учебного заведения, преподаватели, классные руководители, органы самоуправления и сам коллектив студентов.

Органы самоуправления

     Для руководства коллективом студентов могут избираться советы студенческого самоуправления (учебного заведения, учебной группы, общежития и т.д.), они работают в непосредственном контакте с соответствующими руководителями (организаторами) воспитательной работы, представляющими администрацию учебного заведения под их непосредственным руководством.

Контроль

     Контроль за организацией воспитательной систем осуществляется по вертикали и по горизонтали, т.е. по параллелям, когда проверяется все и всеми службами: завучами, заведующими отделениями, психологами; все показатели результативности работы классных руководителей и преподавателей предметников.

     Контроль также осуществляется самими преподавателями и классными руководителями путем самоанализа и самоконтроля, результаты которых отражаются в их годовых отчетах.

     Самоконтроль и взаимоконтроль осуществляется по следующим параметрам:

  - научно-экспериментальная работа;

  - методическая работа;

  - обобщение опыта;

  - проведение городских, областных, республиканских семинаров, конференций, сборов;

  - количество мероприятий, посещенных заведующими отделениями;

  - количество «открытых» мероприятий и количество присутствующих на них коллег;

  - количество посещенных мероприятий и участников этих посещений;

  - качество документации;

  - количество победителей городских, областных, республиканских олимпиад и конкурсов;

  - рейтинг воспитателей (их количество с высоким, средним, низким уровнем).

     Анализ результатов проверки проводится на педсовете, аналитическом совещании или на совете стратегии развития среднего учебного заведения.

Модель выпускника

      Выпускник   педагогического отделения многопрофильного профессионального колледжа – социально  компетентная  личность, способная  эффективно  реализовать себя в различных видах  педагогической и общественной  деятельности, что  обеспечивается  развитием  у нее  всех групп способностей:   социальных, инструментальных, общепедагогических.

      Он – человек, ориентированный на познание себя, людей, мира. Его  характеризует развитость  рефлексии, способность  к саморегуляции,  к сознательному  управлению  своим  поведением.

     Выпускник обладает  стойким гуманистическим  мировоззрением, видит  личность в себе и других, обладает эстетическими  и нравственными установками по отношению к  культуре и  природе.

      Он – гражданин, патриот,  остро  ощущающий  ответственность  за прошлое, настоящее и будущее   Отечества,  интеллигент, толерантная,   социально  активная личность, приверженная   общечеловеческим  духовным  идеалам.

      Он – профессионал,  творчески реализующий задачи  воспитания и обучения, постоянно пополняющий свои знания, ответственно  относящийся к своему  педагогическому  долгу.

     Позиция педагогического  коллектива заключается в том, что выпускник колледжа  должен обладать  личностными  и профессиональными   качествами, которые  могут  быть  востребованы  сегодня и завтра, он должен  вписаться  в социальную среду.