Моя методическая работа

Сайт Инфоурок

Сайт Летописи

Участие в районном семинаре учителей начальных классов февраль 2016 год

Районный семинар для учителей начальных классов

Развитие навыков связной речи обучающихся на уроках гуманитарного цикла

     Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

     Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно.

     Не секрет, что многие из них не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, что у большинства людей, выражаясь словами К.И.Чуковского, «мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».

     Просторы Интернета, негатив с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не с установлением табу, а поиском действительно эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.

     Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

     Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

     Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

     Развить речь – это основная цель начальной школы, поскольку без ее освоения не может происходить социализация ребенка в обществе. Современные стандарты образования и программы в школах имеют определенные требования к развитию речи школьника. Любую речь никак развивать только по учебникам, к этому процессу обязательно должны быть подключены эмоции и увлеченность, ведь недостаточно просто заучить слова и шаблонные фразы, важно научиться точно, емко и выразительно их применять в речи.

     Методическая наука различает два важнейших воспитательно­-обучающих процесса, выраженных в понятиях развития и форми­рования.

Развитие - это спонтанное овладение ребенком навыками ре­чевой (и другой) деятельности. Формирование - это целенаправ­ленное управление развитием речевого поведения. Этот процесс строится на трех механизмах, присущих сознанию любого инди­вида (без физиологических дефектов):

     • на способности отбора слов (лексем);

     • механизме упреждения, т. е. способности человека удерживать в памяти предыдущее и предвидеть последующее;

     • механизме самоконтроля за речью.

Понятие речевой коммуникации

     Речь является объектом изучения многих гуманитарных наук: психологии, физиологии, а также лингвистических (языкознания, психолингвистики, прагматики, текстологии и т. п.) и философских ­наук (семиотики, культурологии, методологии и т. п.). Одна­ко данные науки различаются именно предметом исследования: если  языкознание систематизирует знания о языке как средстве,  то психолингвистика своим предметом избирает механизмы порождения и восприятия речи и т. п.

     Рассмотрим дефиниции речи, определяемой различными профес­сиональными словарями, заметим, прошлого столетия.

     Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной образующей деятельности людей форма общения, опосре­дованная языком (Психологический словарь. - М., 1985. ­С 305).

     Речь - деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, планирования своих действий. Под речью понимают как сам процесс (речевую деятельность), так и его ре­зультат (речевые тексты, устные и письменные) [Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - М., 1998. - С. 201].

     Речевая деятельность - вид деятельности, который характе­ризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз - ориентировки, пла­нирования, реализации речевого плана, контроля. [Выгот­ский Л. С. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – М.,  1998. - С. 189].

     Рассмотрим речевую ситуацию, или, как говорят ученые, акт коммуникации. Любое взаимодействие людей чаще всего осуществляется при  помощи речи, и в беседе всегда есть две позиции:

     1) говорящий/пишущий, или автор (производитель речи);

     2) слушающий/читающий, или адресат (воспринимающий речь).

     Изучая процессы речи, ученые - психолингвисты выделяют в сознании человека примерно три уровня, активно принимающих участие в речевой деятельности:

      • уровень чистого мышления, где находятся неоформленные мысли («сгустки неназванных смыслов»);

      • уровень внутренней речи, где существуют представления, об­разы, понятия, слова и прочие «формы», в которых существуют значения и смыслы;

      • уровень внешней речи, на котором осуществляется воспроиз­ведение содержания мысли автора в адекватной его цели форме (тексте), т.е. произнесение или написание, а также восприятие ­слушание или чтение.

     Вся информация, которую хочет сообщить производитель речи, оформляется текстом. Однако, чтобы появился текст, говорящий должен проделать большую мыслительную работу:

      • осознать свои потребности (мотивы);

      • оформить их в мысль, которая заключает в себе цель «сооб­щить», и(или) «узнать», и(или) «воздействовать»;

      • представить цель образами, словами, понятиями, т. е. из мыш­ления (см. «экран» сознания на схеме) перевести их во внутреннюю речь;

      • затем представить себе адресата, т.е. определить его языко­вую компетенцию;

      • составить речевое произведение, адекватное пониманию слу­шателя (читателя), т. е. из внутренней речи перевести информацию во внешнюю;

      • произнести или записать получившийся текст.

      Для процесса учения особенно важен уровень внутренней речи, именно там происходят все процессы, определяющие и порожде­ние текста, и понимание речевого события, и собственно развитие зной речи.

 

Виды речевой деятельности

     Теория речевой деятельности - молодая наука, возникшая на стыке лингвистики, психолингвистики и психологии, позволяет представить модель языковой личности как совокупность языко­вой интуиции (чувства языка), языковой способности (готовности и наличия речемыслительного аппарата), владения механизмами речи (порождение, восприятие и понимание речи), компетенции носителя языка, куда включены лингвистическая, коммуникатив­ная, когнитивная, культурологическая компетенции, а также ре­чевой опыт.

      В современной психолингвистике выделяют четыре вида рече­вой деятельности: говорение, слушание (или аудирование), чтение и письмо. Два из них относятся к устной форме речи - говорение и слушание, а два к письменной - чтение и письмо.

      В таблице показаны формы речи - устная и письменная, к ко­торым эти виды относятся, и ожидаемый результат их реализа­ции.

Форма речи
Вид речи
Речевое действие
Устная речь

Говорение
Монологическая речь (высказывание, ответ на вопрос), пересказ
Слушание
(аудирование)

Понимание (осмысление) устных высказываний
Письменная
речь

Письмо
Сочинение, изложение
Чтение
Перевод кода письменной речи с целью понимания содержания текста

      Развитие речи обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

     Первое направление в развитии речи обучающихся - овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

     Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

     Третье направление - формирование умений и навыков связного изложения мыслей

В развитии речи выделяются три линии:

      - работа над словом;

      - работа над словосочетанием и предложением;

      - работа над связной речью.

      Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём обучающихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

      Словарная работа включает в себя четыре направления:

     - обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые обучающиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;

     - уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

     - активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого обучающегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

     - устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

      Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

      На уроках русского языка и предметах гуманитарного цикла надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.

      Одной из важных задач – это работа не только над обогащением словаря обучающихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода.

      Обратите внимание на примеры упражнений по развитию навыков связной речи на уровне словосочетаний, предложения и текста.

Главное же внимание уделяют работе с текстами, где используют следующие виды упражнений (см. также приложение № 1):

      1. Работа со зрительной опорой (в качестве зрительной опоры используются картинки, фотографии). Виды работ со зрительной опорой: а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ.

      2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:

       - музыкальные;

      - читательские;

      - жизненные;

      - фантазийные

      3. Устные дискуссии. (Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их).

      4. Языковые игры:

      - «Корректор».

      - «Вставь слово» (подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом).

      - Задание «Продолжи» (Ребятам предлагается прочитать начало текста, придумать и записать продолжение в стиле автора).

      - Собери текст. (Расположить предложения так, чтобы вышел связный рассказ).

      - Распространи предложение.

      - Найти третье лишнее и другие.

      5. «Минутки поэзии» (Предлагаю ребятам рифмы, а они пробуют составить двустишия. «Минутки поэзии» помогают развивать речь обучающихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе).

      6. Мини-изложения, мини-сочинения, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства.

      7. Творческие диктанты на основе картин.

      8. «Почему так, а не иначе».

      9. Пересказ художественного текста от лица героя. (Составить монолог перегоревшей лампочки, старого водопроводного крана, компьютера и т.д.)

    10. Сообщения.

    11. Театрализованные сценки, спектакли.

    12. Письмо по памяти. (Это один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию).

    13. Творческое списывание. (Найти вторую часть).

    14. Лексическая работа (подбор синонимов, антонимов, омонимов).

    15. Составление словосочетаний и предложений.

    16. Анализ устных письменных ответов своих одноклассников.

    17. Беседы по картине, фильму, спектаклю, по наблюдениям и т.д.

(Беседы по картине проводятся для того, чтобы ученики уяснили замысел художника и то, как этот замысел реализован).

    18. Составление плана, рабочих материалов, композиционной схемы (коллективно и индивидуально).

    19. Связный рассказ-обобщение по теме, пройденной в процессе изучения русского языка. (Данный вид работы используется на заключительных уроках повторения и обобщения пройденного материала).

    20. Выполнение целого ряда упражнений по определению стилей речи.

       Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная.

      В связи с этим я считаю, что развитие речи - это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

      Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать.

      Формирование навыков устной и письменной речи ведется на уроке, после уроков (внеклассная работа) и в ходе индивидуальной самостоятельной работы обучающихся.

      В своей работе учителя используют информативные и игровые технологии, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение. Все это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания), что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, и тогда они почувствуют радость творческого роста и самосовершенствования.

      Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, (важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка), так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя. Необходимо также обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.

     Помимо того, на уроках башкирского языка, английского языка обучающиеся готовят перевод (устный) учебных и художественных текстов. На уроках истории, обществознания составляют рассказы по картинкам, используя схемы, опорные конспекты и опорные сигналы.

     Схема помогает обучающимся составить связный рассказ, опираясь на отдельные данные, приведённые в схеме. Схема и опорный конспект положительно влияют на логику изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи обучающихся.

     Одним из учебных умений обучающихся по истории является умение давать характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. В овладении этим умением учащимся помогают различные памятки – алгоритмы, в которых прописаны пошаговые действия. Пользуясь такими памятками, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ. Но для достижения прочного овладения данным умением работа должна проводиться в системе, из урока в урок, а не случайно. Только при условии постоянной отработки этого умения алгоритм прочно закрепится в сознании школьника, и он сможет составлять рассказ об историческом лице или событии логично, плавно, без ненужных пауз.

     К творческим работам обучающихся по истории относятся написание докладов, подготовка кратких сообщений на заданную тему, составление кроссвордов, подготовка к различным видам игр на уроках, а также проектная деятельность.

     Среди методов, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь обучающихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии обучающиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.

     Одной из форм дискуссии, наиболее интересной школьникам, является сюжетно-ролевая игра “Суд”. Другие формы дискуссий:

      - “круглый стол” - беседа, в которой на равных участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией (остальной частью класса);

      - “заседание экспертной группы”, на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (4-6 человек), а затем они излагают свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением.

      - “форум” - обсуждение, сходное с “заседанием экспертной группы”, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;

      - “симпозиум” - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждением, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;

      - “дебаты” - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд, - и опровержений.

      - “техника аквариума” - особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.

      Практикуются и семинары, где школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя.

     Эффективны и интегрированные уроки, на которых происходит сближение и взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и ученик здесь выполняет новую, более активную роль. Его основной задачей является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнуты из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний.

     Все названные виды работы могут использоваться на каждом уроке.

     Итак, “язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью”.

     Речь – это источник душевного богатства человека. Но только красивая и правильно звучащая речь способна ласкать человеческий слух.

     Но для того, чтобы речь была выразительной и правильно звучащей, нужно много работать как обучающимся, так и учителю.

     За короткий срок невозможно увидеть эффект. Если все приемы по развитию речи отрабатываются не только во время уроков, но и дома, и в общении со сверстниками, то вся работа приведет к успеху, который будет заметен и ученикам, и их учителю, и родителям. Любое занятие по развитию речи – это большая подготовка и трудоемкий процесс, имеющий цель научить любого ребенка владеть своей речью.

     У связной речи есть несколько параметров, которые нужно научиться соблюдать: логичность, точность, правильность, содержательность, выразительность и ясность. Овладение речью всегда оценивается именно в соответствии с этими требованиями. Для освоения всех правил нужна систематичность, только в этом случае все методики и упражнения для младших школьников по развитию связной речи окажутся эффективными и принесут результат.

      Итак, подведем итоги разговора

      Основные умения, которые относятся к связной речи обучающихся:

     1. Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.

     2. Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.

     3. Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.

     4. Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.

     На всех этапах урока школьники должны иметь дело с образцовой литературной речью, будь то речь учителя или дидактический материал. Обучение литературному языку является важной составляющей на уроке.

     Итак, речь - это сложная деятельность человека, связанная с мышлением и умелым употреблением языковых средств. А язык ­это многоуровневая система знаков, тех самых средств, без кото­рых невозможна речевая деятельность. Именно поэтому мы развиваем навыки связной речи: глубокое знание русского языка обеспечивает его носителю и развитие его мыслительных способностей, и раз­витие его душевных качеств, и возможность успешно осуществлять профессиональную деятельность, результаты которой во многом зависят от умений правильно, точно и грамотно говорить и писать, слушать и читать, т. е. от его речевого поведения.  33- 34

     Литература

     1. http://festival.1september.ru/articles/570142/

     2. http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/mladshie-shkolniki/razvitie-svyaznoj-rechi-mladshix-shkolnikov.html

     3.  http://bibliofond.ru/view.aspx?id=649177

     4. http://infourok.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-na-urokah-gumanitarnogo-cikla-686063.html

     5. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. –М., 2010.

     6. Антропова Г.А., Шуматиева С.Е. Я иду на урок в начальную школу. Методика развития связной речи. Благовещенск, 2013.

     7. Антонова В.И. Методика обучения русскому языку для ССУЗов. М., 2012.

Приложение № 1. Упражнения для развития навыков связной речи в начальной школе

     Система упражнений по развитию связной речи включает следующие виды заданий:

      1. Работа со зрительной опорой (в качестве зрительной опоры используются картинки, фотографии). Виды работ со зрительной опорой: а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ.

      2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:

       - музыкальные;

      - читательские;

      - жизненные;

       - фантазийные

      3. Устные дискуссии. (Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их).

      4. Языковые игры:

      - «Корректор».

      - «Вставь слово» (подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом).

      - Задание «Продолжи» (Ребятам предлагается прочитать начало текста, придумать и записать продолжение в стиле автора).

      - Собери текст. (Расположить предложения так, чтобы вышел связный рассказ).

      - Распространи предложение.

      - Найти третье лишнее и другие.

      5. «Минутки поэзии» (Предлагаю ребятам рифмы, а они пробуют составить двустишия. «Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе).

      6. Мини-изложения, мини-сочинения, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства.

      7. Творческие диктанты на основе картин.

      8. «Почему так, а не иначе».

      9. Пересказ художественного текста от лица героя. (Составить монолог перегоревшей лампочки, старого водопроводного крана, компьютера и т.д.)

    10. Сообщения.

    11. Театрализованные сценки, спектакли.

    12. Письмо по памяти. (Это один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию).

    13. Творческое списывание. (Найти вторую часть).

    14. Лексическая работа (подбор синонимов, антонимов, омонимов).

    15. Составление словосочетаний и предложений.

    16. Анализ устных письменных ответов своих одноклассников.

    17. Беседы по картине, фильму, спектаклю, по наблюдениям и т.д.

(Беседы по картине проводятся для того, чтобы ученики уяснили замысел художника и то, как этот замысел реализован).

    18. Составление плана, рабочих материалов, композиционной схемы (коллективно и индивидуально).

    19. Связный рассказ-обобщение по теме, пройденной в процессе изучения русского языка. (Данный вид работы используется на заключительных уроках повторения и обобщения пройденного материала).

    20. Выполнение целого ряда упражнений по определению стилей речи.

    21. На уроках башкирского языка, английского языка обучающиеся готовят перевод (устный) учебных и художественных текстов.

    22. На уроках истории, обществознания составляют рассказы по картинкам, используя схемы, опорные конспекты и опорные сигналы.

Для дополнительного  обсуждения

Рассмотрим фрагмент урока развития речи, на котором учитель объясняет речевую ситуацию детям.

У ч и т е л ь. Благодаря родному языку мы можем и думать, и чи­тать, говорить, понимать себя и других. Данный урок посвящен имен­но этому: мы попробуем разобраться с этими и другими вопросами, читая, думая, понимая, говоря и сочиняяна родном языке о родном  языке.

Речь - это результат думания (мышления). Мы говорим и создаем речь,  производим речь. Речь - это мое, твое, наше произведение, про­изведение большой и сложной работы ума, который, как специальная машина, "переплавляет" мысль - при помощи звуков, слов, предложе­ний и законов их соединения - в "слиток»  речи - текст. Звуковой строй, слова, грамматика - это те средства языка, без которых не создать речевое ­произведение. Но не всегда речь - текст. Давайте вспомним, что текст.

Уч е н и к. Текст - это высказывание из нескольких предложений, связанное по смыслу и по форме.

У ч е н и к. Текст может быть в двух формах: устной и письменной.

У ч е н и к. Чтобы нас понимали, наша речь должна быть текстом.

У ч и те л ь. Давайте посмотрим, как можно представить разговор, или, как выражаются ученые-языковеды, речевую ситуацию, в которой создают, слушают (или читают) и понимают речь. Будем рассуждать и «зарисовывать" наши мысли на доске. Как мы называем такие «рисунки», которые помогают нам лучше понять и запомнить материал?

Уч е н и к. Это схемы.

У ч е н и к. Да, мы сначала делаем как бы краткую запись, а потом ней вспоминаем весь урок.

У ч и те л ь. Верно. Итак, Миша, иди к доске, будешь рисовать, а каждый ученик будет следом за нами заносить схемы в свою тетрадь.

Итак, тот, кто производит речь, т.е. говорящий или пишущий, ­автор.

Он - первое лицо в разговоре, поэтому чаще всего говорит: «Я…» или «Мы ... ". Его произведение и есть текст. Это может быть и короткая записка, и шпаргалка, и огромный роман (как те, которые вы будете читать на занятиях по литературе в старших классах), и письмо, и официальный документ (например, приказ или распоряжение какого-нибудь  начальника), и ответ у доски на уроке ...

И у всех этих произведений (текстов) есть слушатель или читатель­ - адресат - второе лицо в разговоре (Ты или Вы), тот, кто будет читать или слушать, а главное - понимать то, ради чего этот текст создав говорили речь или писали роман (приказ, письмо и т. п.).

Эта работа по пониманию происходит в сознании человека. Ученые занимаются исследованием того, как и где происходит рождение речи, как она взаимодействует с мыслительными процессами. На схеме нарисовали как бы «экран» сознания, в котором зарождаются смыслы, идеи, замыслы, желания что-то сказать. Но чтобы эти желания передать из «головы" автора, что надо сделать?

У ч е н и к. Подумать, какие слова подойдут.

У ч е н и к. Правильно составить из них предложение, а то может быть и непонятно.

У ч и т е л ь. Молодцы. Вы рассуждаете как настоящие ученые. Именно в «голове», а точнее, в сознании человека происходит оформление этих смыслов в привычные для человеческого слуха или зрения «формы картинки, слова, понятия, образы и т. п. Наше сознание служит «фабрикой» текстов -   - здесь из тех самых «формочек» нашей внутренней речи строится высказывание для другого человека - адресата…

Какие умения должны быть у школьников после занятий по развитию речи?

     1. Осмысление темы, ее раскрытие, подготовка информации и материала, его отбор и применение разнообразных языковых средств. Умение не только устно, но и письменно раскрыть заданную тему, выражая собственное мнение.

     2. Умение составить план и распределить информацию в соответствии с этим планом.

     3. Подготовка словарного запаса, словосочетаний, трудных слов и их правописание.

     4. Умение связно излагать мысли и устно, и в тетрадях, т.е. писать сочинения, уметь развернуть и закончить свою мысль, одновременно следя за орфографией и пунктуацией.

     5. Научиться исправлять допущенные ошибки, видеть их и дополнять свой текст или высказывание более точными и емкими выражениями.

Речь автора складывается из определенных умений. Вспомним речемыслительные умения автора:

Говорение («Оратор»)

Письмо («Писатель»)

Умение осознать мотив - поста­вить цель
Умение осознать мотив - поста­вить цель
Умение представить возможности адресата
Умение спрогнозировать возмож­ного адресата
Умение составить устную рече­творческую схему
Умение составить письменную речетворческую схему
Умение отобрать нужные пред­ставления, понятия, образы для устного высказывания
Умение отобрать нужные пред­ставления, понятия, образы для письменного высказывания
Умение отобрать нужный языковой м­атериал
Умение отобрать нужный языко­вой материал
Умение  произнести (вокализовать соответствующими интонация­ми и логическими ударениями)
Умение записать (грамматически, орфографически, стилистически и т.д. правильно оформить) текст

      Если  внимательно присмотреться к умениям речевого действия автора, становится очевидным, что различия в умениях «оратора» и «писателя» связаны лишь с оформлением текста на уровне высказывания или записи: здесь надо знать языковые нормы, чтобы правильно оформить свой текст.