Программа воспитательной работы

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

педагогического отделения

БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА 

на  2012-2016 гг.

Пояснительная записка

Программа воспитательной работы со студентами на весь период обучения в условиях профессионального педагогического образования разработана в соответствии с Уставом  и  Концепцией воспитания студентов ГБПОУ Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж.

Воспитательная работа на педагогическом отделении колледжа основывается на взаимосвязи учебной, внеучебной, научно-исследовательской,  профессионально-практической, социокультурной деятельности колледжа.

Целевые установки воспитания студентов выработаны на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования,республиканских целевых программ: Концепция развития системы профессионального образования в Республике Башкортостан, О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 года, Подпрограмма "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011-2015 годы" долгосрочной целевой программы "Развитие образования Республики Башкортостан на 2012-2017 годы".

Главные  идеи: ценностно-ориентированный подход к построению воспитательной системы, открытость системы воспитания, моделирование профессионально-этических отношений, деловое сотрудничество участников профессионально-образовательного и воспитательного процесса, стимулирование социальной активности и  психолого-педагогическая  поддержка обучающихся.

Для успешной реализации воспитательной функции педагогического образования необходимо целенаправленно создавать воспитательно-развивающую среду колледжа, способствующую воспитанию профессионально компетентного специалиста, гражданина, патриота, современного человека с высоким уровнем культуры и нравственности.

Паспорт программы

Наименование программы:

Программа воспитания студентов Благовещенского многопрофильного профессионального колледжа

Заказчик:

Директор Благовещенского многопрофильного профессионального колледжа

Разработчики:

Шарифуллина М.Ф., заведующая педагогическим отделением, преподаватель высшей категории;
Леонтьева И.И., заведующая педагогической практикой, преподаватель высшей категории;
Тойгильдина И.Г., заведующая воспитательной работой,  преподаватель высшей категории

Цель программы:

Создание воспитательно-развивающей среды педагогического отделения, способствующей развитию личности студента, воспитанию профессионально компетентного специалиста, гражданина, патриота, современного человека с высоким уровнем культуры и нравственности.

Задачи
программы:
Сроки реализации:

1. Обеспечение эффективной реализации воспитательной функции педагогического отделения колледжа в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов УГC «Образование и педагогика».
2. Внедрение современных подходов к воспитанию личности студента в процессе профессионального образования.
3. Создание благоприятных  условий для саморазвития и самореализации личности будущего специалиста.
4. Определение воспитательных приоритетов и разработка рекомендаций по организации воспитательной работы в колледже.
5. Создание системы диагностики качества воспитания будущего специалиста.
2013-2017 гг.

Исполнители:

Педагогическое отделение колледжа, методическое объединение классных руководителей, органы студенческого самоуправления

Источники финансирования программы:
Важнейшие целевые показатели:
Ожидаемые результаты:

Бюджет субъекта Российской Федерации, внебюджетные средства колледжа, целевые программы Республики Башкортостан
1. Доля студентов, удовлетворенных качеством учебно-воспитательного процесса в колледже.
2. Доля студентов, получивших социальную, психолого-педагогическую, профессиональную поддержку в колледже, в т.ч. для реализации инициативных проектов.
3. Доля студентов, участвующих в реализации  научно-исследовательских, социально-культурных проектов (программ) колледжа.
4. Количество  (доля) студентов победителей и призеров олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований Республиканского, Всероссийского, Международного уровней.
Рост достижений студентов в учебной, исследовательской,  профессиональной, общественной и культурной деятельности.
Создание механизмов психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса на период обучения в колледже.
Формирование продуктивных связей личности студента с  профессионально-образовательной средой педагогического отделения колледжа.
Включение студентов в реализацию научно-исследовательских и научно-производственных проектов педагогического отделения колледжа
Стимулирование развития социально ценных и профессионально значимых качеств будущего специалиста.
Осознание студентами и преподавателями принципов корпоративной культуры педагогического отделения колледжа.
Удовлетворенность студентов качеством профессионально-образовательного и воспитательного процесса.
Воспитание конкурентоспособного выпускника в соответствии с требованиями  общества и регионального  рынка педагогического труда.


1. Модель реализации программы

Воспитательная функция имеет свои особенности: она не ограничивается каким-либо только одним видом или формой воспитательной работы, а пронизывает все виды деятельности, в которые включается студент на весь  период обучения.

Воспитательная функция педагогического отделения колледжа – это социальное назначение, в соответствии с которым цели и содержание воспитания находятся в зависимости от социальных потребностей, государственного заказа, самостоятельного поиска колледжем (отделением) своей миссии и проявляются в воспитательном влиянии на личность студента педагогически организованного пространства.

Реализация воспитательной функции осуществляется в профессионально-образовательном и воспитательном пространстве, где история, традиции и настоящее  отделения выступают  как  условием, так и средством воспитания. Для эффективной реализации воспитательной функции необходимо иметь качественное профессионально-образовательное и воспитательное пространство, с высоким  воспитательным потенциалом.

Профессионально-образовательное и воспитательное пространство(в дальнейшем ПОиВП)  – это совокупность условий, обеспечивающих возможность эффективной реализации воспитательной функции [2,5-10].

В центре ПОиВП находится студент, который является его неотъемлемой частью, его активным субъектом. ПОиВП педагогического отделения колледжа содержит разнообразные возможности для формирования личности как зрелого субъекта.

Проводимые на базе педагогического отделения  БМПК исследования выявили ряд особенностей и проблем, которые следует учитывать в воспитании личности будущего специалиста.

 Особенности и проблемы профессионально-образовательного и воспитательного пространства педагогического отделения колледжаВоспитательное влияние на личность оказывает ПОиВП отделения, которое складывается из следующих компонентов:

Целевой– находит свое выражение в целевых ориентирах, которые отражены в Уставе, Программе развития колледжа.

Содержательный- объем информации (в т.ч. программной), в которую погружается обучающийся.

Деятельностный– содержание, виды и формы  деятельности, в которую включаются обучающиеся.

Субъектный –отражается во взаимодействии студентов с преподавателями.

Воспитательное влияние на личность оказывают интеллектуальная и творческая атмосфера, коллегиальный дух, уважение и сохранение традиций, которые сложились на педагогическом отделении колледжа.

Профессионально-образовательное и воспитательное пространство оказывает воспитательное и формирующее влияние на личность через:

учебный процесс (воспитательные возможности всех учебных дисциплин, профессиональных модулей);

общение с преподавателями и методистами (от них зависит качество  умений, знаний и усвоенного практического опыта по дисциплине и профессиональному модулю);

общение и совместная деятельность в студенческой группе (культура межличностного и социального взаимодействия);

внеучебную  (внеклассную) деятельность (глубина содержания, разнообразие форм внеучебной (в т.ч.факультативной) деятельности обучающихся).

Существенное значение имеют квалификационные требования по специальности обучения.

Преподаватель колледжа осуществляет воспитательную деятельность – целенаправленное преобразование педагогом всей совокупности воспитательных влияний на студента. Очевидно, что ПОиВП отделения должно целенаправленно формироваться в соответствии с общими целями колледжа. Необходимо осваивать воспитательные возможности ПОиВП,  преобразуя их в воспитательные отношения и виды деятельности, соответствующие основным функциям профессионального (педагогического) образовательного учреждения: обучающей, исследовательской, воспитательной, социальной, культурологической, профессиональной.

Важно  осуществлять психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса, чтобы помочь обучающимся  добиться продуктивных отношений с профессионально-образовательной средой и на основе этого  раскрыть их потенциальные возможности.

Студенческие годы в общей системе профессиональной подготовки занимают существенное место. В этот период происходит освоение основных ценностных представлений, характеризующих  профессиональную общность; овладение знаниями, умениями,  практическим опытом,  необходимыми  для будущей педагогической деятельности,  для успешного профессионального роста. Формируются профессионально-значимые качества, самосознание, профессиональная пригодность.  В период обучения студент должен сформироваться как зрелый субъект, т.е. достичь физической, умственной, гражданской зрелости.

Проведенный анализ показал, что к концу обучения у многих студентов не сформированы четкие жизненные установки, представление о своем профессиональном будущем размыто, имеет место инфантильное отношение к проблемам современного общества.

Для успешной реализации воспитательной функции колледжа необходим целенаправленный программный подход к формированию профессионально-образовательного и воспитательного пространства, отдавая предпочтение:

интеллектуальному развитию личности обучающегося, формированию общих и профессиональных компетенций;

развитию чувства гражданственности и патриотизма;

формированию нравственных принципов, норм морали;

эстетическому развитию и саморазвитию личности;

формированию мобильной личности специалиста, способного к успешной деятельности, в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов начального общего образования, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 формированию и пропаганде здорового образа жизни.

2. Содержание программы

2.1. Ступени воспитательного процесса

За период обучения  студент проходит ряд ступеней: адаптация и погружение в ПОиВП отделения →  активное взаимодействие с ПОиВП→ саморазвитие → обогащение профессионально-образовательного и воспитательного пространства отделения и колледжа в целом.

Первая ступень- адаптация, погружение в ПОиВП (1 курс)

По насыщенности значимыми событиями учебная деятельность занимает первое место. Абсолютный приоритет  - это экзамены, первая сессия, которая дает возможность  уточнения статуса личности в группе, а обучающимся - оценить себя, уточнить свои учебные притязания и возможности. Важно, чтобы   ситуация сдачи экзаменов мотивировало овладение  общими  компетенциями и  умениями  работать с учебным материалом.

Первокурсники включаются в новую атмосфера студенческой жизни, в которой предпочтение  отдается поиску близких по духу людей. В студенческой группе многие находят друзей и относятся к этому как к жизненно важной ценности. Общение с преподавателями пока остается формально-деловой.

Во внеучебной деятельности имеют большое значения мероприятия, направленные на групповое сплочение и ощущение причастности к общеколледжному сообществу: творческая игра «Рождение группы», «Веселые старты», «Посвящение в студенты», «Праздник первой стипендии и т.д.. На данной ступени важны массовые мероприятия, в которых группа представляется как единое целое. Те события, которые дают такие переживания, остаются значимыми на протяжении всего обучения.

Воспитательные приоритеты первой ступени (1 курс):

Принятие требований отделения: учебных, дисциплинарных, организационных, информационных, правовых.

Знакомство с традициями отделения и колледжа.

Освоение корпоративной культуры.

Овладение учебной деятельностью, формирование универсальных учебных действий.

Включение в социально-культурную и спортивно-оздоровительную деятельность отделения.

Обучение организации содержательного досуга в группе (в общежитии).

Приобщение к элементам исследовательской деятельности.

Формирование коллектива, развитие у первокурсников способности к сотрудничеству и коммуникативных навыков.

Знакомство с квалификационной характеристикой и видами деятельности по специальности.

Воспитание чувства ответственности за свой профессиональный выбор.

Вторая ступень- активное взаимодействие с ПОиВП (2-3 курсы)

У обучающихся повышается интерес к внеучебной деятельности, а отношение к учебе приобретает вариативность. Это проявляется в том, какую  позицию занимает студент: кто-то в группе всегда с удовольствием берется за доклады (интеллектуально-творческая позиция), кто-то делает только то, за что можно получить зачет (прагматики), кто-то  пассивно наблюдает, прислушиваясь к своему внутреннему миру (созерцатели), а кто-то делает вид, что включился в учебную деятельность - списывает, скачивает курсовые из Интернета, ищет пути оправдания прогулов (позиция имитации). Ко второму курсу уже сформировался статус студента в группе: «интеллектуал», «прогульщик», «зубрила» и др. Профессиональный статус укрепляется за счет освоения профессиональных модулей, учебных и производственных практик по видам деятельности, овладение которыми предусмотрено ФГОС.

На этой ступени студенты в целом овладели учебной деятельностью, но экзамен остается эмоционально стрессовой ситуацией. Этот стресс, как правило, вызван сложностью учебного предмета,  неумением владеть своими эмоциями, отношениями с преподавателем. Взаимоотношения с преподавателями  менее формализованы. Студенты, как правило, выделяют преподавателей и методистов, которые, на их взгляд в большей степени могут оказать помощь в профессиональной подготовке.

Группа становится более сплоченной.  Ценятся  дружеские отношения, которые позволяют лучше узнать себя, узнать людей. Студенты начинают искать сферы приложения своей активности, участвуя в конференциях, спортивных соревнованиях, олимпиадах, творческих конкурсах и фестивалях, студенческих движениях. Многие пробуют свои силы в качестве организаторов  мероприятий на отделении и в колледже.

Воспитательные приоритеты второго цикла (2-3 курсы):

Развитие познавательного интереса.

Приобщение к профессиональным отношениям через включение в производственную практику.

Расширение практики внеучебной  деятельности, привлечение к клубной, студийной, кружковой секционной деятельности.

Формирование умения корректировать свое поведение.

Поиск общих дел, которые объединяют группу, формирование имиджа группы.

Формирование лидерских навыков.

Установление продуктивных связей со студентами других групп и курсов через участие в общеколледжных мероприятиях.

Формирование целостного представления о выбранной специальности.

Приобщение к исследовательской деятельности через выполнение курсовых работ, творческих заданий, участие в студенческих конференциях, экспериментальных площадках.

Включение в общественно-полезную деятельность: волонтерское движение, социальные проекты, организация детского досуга и т.д.

Повышение уровня информационной культуры обучающихся.

Третий цикл– саморазвитие и обогащение профессионально-образовательного и воспитательного пространства (4 курс)

Значимость учебной деятельности связана с самооценкой профессиональной перспективы. В учебной деятельности актуализируется производственная (преддипломная) практика, которая оставляет положительные эмоции. Студентов начинает волновать содержание обучения. Активизируется поиск сфер дополнительного образования. Однако, свое профессиональное будущее студенты представляют размыто: высокий заработок, работа в управленческой структуре и т.д.

Межличностное общение в группе от эмоциональной окрашенности перерастает к деловому качеству. Студенты начинают анализировать и оценивать свои достижения за все годы  обучения. 

 Воспитательные приоритеты третьей ступени (4 курс)

Формирование персональной ответственности за процесс и результат обучения.

Приобщение студентов к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Реализация полезных инициатив в сфере внеучебной и общественно-полезной деятельности.

Формирование четкого представления о своем профессиональном будущем.

Готовность к  включению в профессиональную деятельность.

Формирование умения строить жизненные планы и траекторию своего личностного развития.

Осознанный и ответственный выбор здорового образа жизни.

Признание семьи как ценности.

Формирование  творческого подхода к решению проблем и практических задач (жизненных, профессиональных).

Особое внимание на всех курсах обучения уделяется нравственным, психолого-педагогическим, правовым аспектам профессиональной деятельности, включению студентов в творческую работу, в самостоятельный научный поиск.

В колледже идет непрерывный процесс осмысления своего социального назначения, выделяются приоритетные направления развития, принимается стратегические и целевые программы развития.

В колледже сформированы структуры, которые занимаются внеучебной воспитательной деятельностью; профессионально-педагогическая практика  и внеучебная деятельность в системе воспитательной работы осуществляется во взаимодействии с органами студенческого самоуправления; серьезное внимание уделяется социальной поддержке студентов из малообеспеченных семей, воспитанию талантливой молодежи; расширяются и становятся более разнообразными формы организации внеучебной работы; активно поддерживается студенческое творчество;  создана профессиональная (профсоюзная) студенческая организация.  Накоплен большой опыт организации молодежных интеллектуальных состязаний и спортивных соревнований (традиционная спартакиада).

Опыт самостоятельной исследовательской деятельности студенты получают в студенческих научных объединениях, которые проводят конференции, семинары, проблемные диспуты, тематические круглые столы. Все это  обогащает профессионально-образовательное и воспитательное пространство и оказывает влияние на внешнюю среду. Студенты на протяжении всего периода обучения  выступают с информационным материалом на разных форумах городского и республиканского уровней, реализуют социально-педагогические,  диагностические и методические  проекты, участвуют в общественно-политической жизни, социально-значимых акциях.

Традиционными формами воспитательной работы являются: День знаний, День Учителя, День Победы,  День студента, День первокурсника, День выпускника, Конференции по итогам всех видов педагогической практики,  День здоровья, День защитника Отечества, День подписчика, День вожатого,  День физкультурника,  День юмора, «Посвящение в первокурсники»,  Спартакиада колледжа (по девяти видам спорта), творческие конкурсы и художественные выставки и т.д. Более 30 лет работает музей колледжа.

2.2. Мониторинг и управление процессом реализации программы

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

1. Критерии факта - формально количественные показатели (охват, достижения и др.). Обобщенный показатель воспитательной деятельности (ВД) позволяет определить включенность студентов в воспитательный процесс (Приложение 1).

2.  Критерии качества – сформированность профессионально-образовательного и воспитательного пространства педагогического отделения колледжа (Приложение 2).

3. Отношение студентов к процессу обучения (тестирование, опрос студентов) (Приложение 3).

Мероприятия, направленные на обеспечение мониторинга и управления процессом реализации программы:

Диагностика эффективности  профессионально-образовательного и воспитательного пространства отделения колледжа

Диагностика отношения студентов к процессу обучения

Разработка рекомендаций по организации воспитательного процесса (по курсам обучения)

Проведение семинаров и тренингов для организаторов внеучебной работы

Анализ результатов организации внеучебной работы на отделении


3. Программные мероприятия

3.1. Интеллектуальное развитие личности, формирование профессиональных и личностных компетенций

№ п/п

Мероприятие

Участники

Исполнитель

Сроки исполнения



Организация  интеллектуаль-ных конкурсов, предметных олимпиад

1-4 курс

УВК

в течение года



Развитие студенческих обществ, связанных с будущей профессиональной деятельностью

2-4 курс

Зав. практикой, председатели П(Ц)К,

в течение года



Организация и проведение внутриколледжных туров Всероссийских, республиканских студенческих олимпиад

1-4курс

Зав. отд. оргкомитет

В течение года



Участие во Всероссийских, республиканских  студенческих олимпиадах

2-4 курс

Зам. директора  поВР, оргкомитет

по приказу МОиНРФ, МОРБ



Организация и проведение недель педагогического мастерства, методических недель

1-4 курс

Зам. дир. По НМР, Зав. отделен.
оргкомитет

Октябрь-май



Выдвижение талантливых студентов для участия в конкурсах на получение именных стипендий, премий

2-4 курс

педсовет

июнь



Чествование именных стипендиатов, талантливых студентов – победителей различных конкурсов, олимпиад, конференций на общих мероприятиях колледжа, собраниях отделения

1-4 курс

Директор,заместители, зав. отделен.

в течение года



Организация конкурса на соискание стипендии им. М.Акмуллы

3-4 курс

Зав. отделен.

июнь



Организация тематических книжных выставок, открытых просмотров новых поступлений в информационно-библиотечном центре

1-4 курс

Зав. библиотекой

в течение года



Организация конкурсов учебных и научных достижений студентов: лучший студент года, лучший спортсмен года, лучшая группа  лучшая  староста

2-4 курс

Зам. директора по ВР, зав. отделен.

апрель



Проведение внеаудиторных мероприятий познавательного характера

1-4 курс

Зам. директора по ВР, зав. отделен., пред. ПЦК

в течение года



Организация конкурсов эрудитов

1-4 курс

Совет музея

в течение года



Участие студентов в проведении и организации интеллектуально-познавательных мероприятий для школьников, абитуриентов

3-4 курс

Оргкомитет

по графику



Организация экскурсий в музеи колледжа

1 курс

Совет музея

в течение года



Проведение конкурса студенческих исследовательских работ

4 курс

Зам. дир. По НМР,
оргкомитет

по графику



Участие студентов в городских, республиканских, всероссийских, международных проектах

2-4 курс

Зам. дир. По НМР,
оргкомитет

в течение года



Развитие межпредметных и тренингов навыков, коммуникационной культуры, проведение ролевых игр

2-3 курс

Психологическая служба
студ. центр

в течение года



Развитие информационно-коммуникативной среды, поддержка студенческих СМИ (Студенческий вестник)

1-4 курс

Администрация, зам. директора по ВР

в течение года













3.2. Развитие чувства гражданственности и патриотизма



Мероприятия, посвященные годовщине Победы в Великой Отечественной войне: встречи с ветеранами войны, участие в подготовке праздничного приема ветеранов в колледже, участие в городском митинге 9 мая

1-4 курс

Зам. дир. По ВР, студсовет

апрель-май



Обновление экспозиций, посвященных истории колледжа в Музее  педагогического отделения, работа в архивах

2-3 курс

Совет музея

январь – май



Экскурсии студентов в Музей педагогического отделения колледжа

1 курс

Совет музея,
зав.ВР ПО

в течение года



Участие студентов в городской  Вахте памяти

1-5 курс

Студ.совет

апрель - май



Освещение истории педагогического отделения, колледжа, военно-патриотической тематики в средствах массовой информации колледжа и района

2-3 курс

Зав. ВР ПО, Редакция внутриколледжной газеты,

в течение года



Участие в мероприятиях Дня памяти жертв политических репрессий

1 курс

Совет музея

октябрь



Сотрудничество с Советом ветеранов поедагогического отделения колледжа

1-4 курс

Совет музея, зав. ВР ПО

в течение года



Организация студенческой юридической консультации

3-4 курс

Зав.ВР ПО, юрист

в течение года



Организация участия студентов  в конкурсах гражданской и патриотической направленности

1-4 курс

Зав. ВР ПО, преподаватель ОБЖ

сентябрь- февраль



Участие в конкурсах на лучшие журналистские и писательские произведения гражданской и патриотической направленности

1-4 курс

П(Ц)К филолог. дисциплин

сентябрь- апрель

3.3. Формирование нравственных принципов, норм морали, установок толерантного сознания и профилактика экстремизма



Тематические книжные выставки в читальном зале библиотеки

1-4 курс

библиотекарь

в течение года



Освещение тем нравственности и морали в средствах массовой информации

1-4 курс

Редакция колледжной газеты

в течение года



Доведение до сведения студентов Устава, Правил внутреннего распорядка БМПК, обсуждение на старостатах и в студенческих группах поведения студентов на занятиях, практике, внеучебных мероприятиях, в учебных корпусах и общежитиях. Обсуждение безнравственных поступков и правонарушений

1 курс

Зам. директоров/ заведующие,
Кл. руков.

в течение года



Работа совета профилактики колледжа





Проведение благотворительных акций в детском  доме и  приюте «Нур», в Доме ветеранов

1-4 курс

Зав. ВР ПО, Волонтерское движение

в течение года



Работа вожатых в детских оздоровительных лагерях и центрах, работа с трудными подросткам

1-4 курс

Зав. практикой ПО

Июнь-август,
в течение года



Оказание моральной и материальной поддержки студентам – инвалидам, студентам – сиротам и оставшимся без попечения родителей, студентам, нуждающимся в социальной помощи, талантливой молодежи

1-4 курс

Зам. директора по ВР, психологическая служба

в течение года



Проведение акции «Дорога в детство»

1-4 курс

Студсовет

в течение года

3.4. Эстетическое развитие, совершенствование

и саморазвитие личности



Проведение Дня знаний

1 курс

Зав. ВР ПО

1 сентября



Организация и проведение Дней студента, выпускника, отделения, специальности

1-4 курс

Зав. ВР.ПО, зав. ПО, зав. практикой

в течение года



Проведение  мероприятий познавательного и развлекательного характера

1-4 курс

Зав. ВР ПО, МО кл. руков.

в течение года



Организация и проведение конкурсов художественной самодеятельности

1-4 курс

Студсовет

октябрь-ноябрь,
март-апрель



Проведение праздника «Посвящение в первокурсники»

1 курс

Зав. отдел.
Зав. ВР ПО

сентябрь-октябрь



Организация литературных вечеров, конкурсов поэзии, тематических книжных выставок

1-5 курс

П(Ц)К филол.
библиотекарь

в течение года



Встречи с выдающимися выпускниками, творческими личностями, выпускниками юбилейных лет

1-4 курс

Зав. ВР ПО, МО кл. рук.

в течение года



Участие, помощь в организации и проведении городских и республиканских конкурсов и фестивалей, творческих коллективов

1-4 курс

Зав. ВР ПО, МО кл. рук.

по графику



Работа творческих коллективов и студий

1-4 курс

Зав. ВР ПО, МО кл. рук.

в течение года



Участие в спортивных мероприятиях городского, республиканского уровней среди ОУ СПО

1-4курс

Рук. ФВ, спорткомитет

в течение года



Подготовка и проведение Дня здоровья

1-4

Рук. ФВ, спорткомитет

май



Проведение спартакиады

1-4

Рук. ФВ, спорткомитет

0ктябрь-май



Работа педагогического отряда, подготовка вожатых для детских оздоровительных центров

3 курс

Зав. пед.практ.

в течение года



Организация художественных фотовыставок

2-3 курс

Студсовет

в течение года



Разработка и организация культурной программы для городских и республиканских мероприятий, проводимых на базе ПО БМПК

2-4 курс

Зав. отдел.,
П(Ц)КМЭД

по графику



Проведение студенческих праздников

1-4 курс

Студсовет, МО КР

в течение года



Участие в подготовке и проведении Дня открытых дверей

1-3 курс

Зав. практикой

март - апрель



Подготовка и проведение праздника «День  студента»

1-4 курс

Зав.ВР ПО
студ. совет

ноябрь

3.5. Формирование социально – адаптированной личности,

способной к успешной деятельности



Ознакомление студентов с Уставом,  Правилами внутреннего распорядка, Положением о стипендиальном обеспечении, правами и обязанностями студентов колледжа

1 курс

Зав. отделен.
МО КР

в течение года



Изучение ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1-4курсм

МО КР

В течение года



Назначение старост учебных групп. Собрание и учеба старост 1 курса

1 курс

Зав. отдел.
старостат

сентябрь-октябрь



Собрание студентов, относящихся к льготной категории. Проведение анкетирования студентов. Оказание консультативной и материальной помощи

1-4 курс

Психологическая служба/ деканов

сентябрь-октябрь,
в течение года



Организация шефской работы (общественных кураторов из числа студентов старшекурсников)

2-4 курс

Зав. отдел.

в течение года



Изучение документов в личном деле студентов, проведение анкетирования с целью более близкого знакомства с личностью студентов, их психологическими особенностями и наклонностями, потенциальными творческими возможностями

1 курс

Зав. отделениями,
кураторы

сентябрь– октябрь



Выяснение социально – бытовых проблем студентов, оказание нуждающимся моральной и материальной поддержки

1-4 курс

Зав. ВР ПО,
зам. директора по ВР,кураторы

в течение года



Распределение мест в общежитии нуждающимся студентам. Контроль за заселением и условиями проживания. Работа со студентами, проживающими в общежитии. Организация деятельности студсоветов общежитий

1-4 курс

 Зам. дир. По ВР, кл. руков., зав. общежитием, воспитатели

август– сентябрь,
в течение года



Оказание помощи студентам в процессе освоения в коллективе, адаптации к новым условиям, консультирование студентов по вопросам, связанным с организацией обучения

1 курс

Зав. отдел., зам. директора, кл. руков.

сентябрь,
в течение года



Контроль за успеваемостью и посещаемостью студентов. Обсуждение итогов контрольных недель

1-4 курс

Зав. отдел.,,
Кл. руков.
старосты

в течение года



Проведение индивидуальной работы со студентами, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Привлечение родителей к вопросам, касающимся воспитательного воздействия на отдельных студентов

1-3 курс

Директор/зав. отдел.,
Кл. руков.

в течение года



Организация деятельности старостата, студенческой профсоюзной  организации

1-4 курс

Зав. отд., председатель ППО

в течение года



Проведение смотра-конкурса студенческих общежитий

1-4 курс

Студ.совет

по графику



Развитие студенческого самоуправления.

1-4 курс

Студ.совет

в течение года



Конкурс учебных и научных достижений. Выдвижение кандидатов на получение именных стипендий. Конкурс «Лучший студент года», «Лучший староста», «Лучшая группа», «Лучший спортсмен»

2-4 курс

Зам. дир. По ВР

декабрь,
в течение года



Организация летней занятости студентов

1-4 курс

студсовет

в течение года



Обучение технологии поиска работы, проведение  ярмарки выпускников

4 курс

Служба маркетинга

в течение года



Анкетирование студентов об удовлетворенности качеством профессионального образования в колледже

1-4 курс

Зав. отд.

в течение года



Организация профессиональных состязаний – студенческих олимпиад, конкурсов по специальности, научных конференций, социальных проектов

2-4 курс

Оргкомитеты,
П(Ц)К

в течение года



Участие в рекламных кампаниях колледжа, Дне открытых дверей

1-4 курс

ПК

в течение года



Организация и проведение вечеров встречи с выпускниками колледжа

1-4 курс

Зам. директора по ВР

в течение года



Знакомство с историей и достижениями колледжа. Экскурсии в Музей колледжа

1 курс

Совет музея

в течение года



Реализация программы адаптации первокурсников

1 курс

оргкомитет

Сентябрь- ноябрь



 

2-4 курс







Проведение торжественного мероприятия «Ты – Гордость колледжа»

1-5 курс

Зам. дир. по ВР

июнь



Проведение Дня выпускника, торжественное вручение дипломов

4 курс

педсовет

июнь

3.6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни



Реализация программы «Университет здоровья»

1-4 курс

ЗАМ. ДИР. ПО вр

в течение года



Проведение Дня здоровья

1-4 курс

Рук. ФК, спорткомитет

в течение года



Проведение профилактических медосмотра студентов

1-4 курс

фельдшер

по графику



Проведение флюорографического осмотров студентов

1-4 курс

фельдшер

по графику



Проведение профилактических прививок

1-3 курс

фельдшер

по графику



Анализ заболеваемости студентов университета. Определение физкультурных групп, годности студентов к обучению на данной специальности

1-4 курс

фельдшер

в течение года



Санитарно – просветительская работа (лекции, беседы, информационные материалы)

1-3 курс

Зам. директора по ВР

в течение года



Материальная помощь студентам для приобретения лекарств

1-4 курс

Директор

в течение года



Организация оздоровления и отдыха студентов

1-4 курс

Зам. дир. По ВР

в течение года



Организация работы со студентами по формированию ценностного отношения к своему здоровью и профилактике аддиктивного поведения

1-4 курс

Зам. дир. По ВР, зав. ВР ПО

в течение года

3.7. Спортивно – оздоровительная работа



Организация работы спортивных секций и занятий ПСМ

1-4 курс

Руков. ФК, спорткомитет

сентябрь



Проведение спортивных турниров первокурсников

1 курс

Руков. ФК, спорткомитет

октябрь– ноябрь



Проведение спортивного праздника «Веселые старты

1 курс

Руков. ФК, спорткомитет

октябрь



Проведение спартакиады колледжа

1-4 курс

Руков. ФК, спорткомитет

ноябрь – май



Организация и проведение шахматных турниров

1-4 курс

Руков. ФК, спорткомитет

в течение года



Проведение чествований чемпионов,победителей и призеров соревнований, подведение итогов спортивного года

1-4 курс

Руков. ФК, спорткомитет

май - июнь



Пропаганда в СМИ спортивных достижений колледжа

1-4 курс

Редакция газеты

в течение года

4. Литература

Использованная литература

 

Закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012.

Концепция воспитательной системы Благовещенского педагогического колледжа. Благовещенск, 2012.

Концепция и программа воспитательной работы со студентами ПГТУ. Пермь, 2007.

Сластенина В.А. Воспитательная деятельность педагога. М., 2008.

Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Рекомендуемый список литературы для педагогов и студентов

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2009.

Концепция развития системы профессионального образования в Республике Башкортостан.

О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 года.

Подпрограмма "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011-2015 годы" долгосрочной целевой программы "Развитие образования Республики Башкортостан на 2012-2017 годы".

Рожков М.И., Байбородова Л.Б. Теория и методика воспитания. М., 2009.

Сергеева Л.В. Методика воспитательной работы. М., 2011.

Журналы:

Башкортостан укытыусыхы - Учитель Башкортостана.

Ватандаш.

Вестник образования.

Воспитание школьников.

Дошкольное воспитание.

Классный руководитель.

Марий Эл туныктышо – Учитель Марий Эл.

Методист.

Начальная школа.

Ончыко.

Педсовет.

Последний звонок.

Социальный педагог.

Специалист.

СПО.

5. Приложения                                                                               

Приложение 1. Обобщенный показатель внеучебной деятельности [3, 27]

Обобщенный показатель внеучебной воспитательной деятельности (ВД) позволяет определить включенность студентов в воспитательный процесс.  ВД=n/N2

[k1(a1+b1+c1+d1+f1) + k2(a2+b2+c2+d2+f2) + k3(a3+b3+c3+d3+f3) + k4(a4+b4+c4+d4+f4)]

Где N – количество студентов ОДО; n – количество студентов, участвующих в мероприятии; k – коэффициент значимости (индекс 1 соответствует внутриколледжному  уровню; 2 – городскому, республиканскому, региональному; 3 – российскому; 4 – международному уровню) рекомендуемые значения k 1; 10; 50; 100; a,b,c,d,f – количество студентов, ставших победителями и призерами состязаний различной направленности (a – интеллектуально-познавательная и научно-исследовательская деятельность; b – деятельность, связанная с будущей профессией; c – гражданско-патриотическая и общественно-полезная деятельность; d – творческая и культурно-массовая деятельность; f – спортивно-массовая деятельность).

Приложение 2. Сформированность воспитательно-развивающей среды

 

По четырем основным критериям: смысловой, содержательный, деятельностный, субъектно-личностный определены показатели сформированности профессионально-образовательного и воспитательного пространства педагогического отделения колледжа по трем уровням: первый – нормативно-репродуктивный, второй – элементарно-творческий и третий – инновационно-творческий. В представленной таблице каждый последующий уровень включает показатели предыдущего (Таблица 1).

Таблица  1

Критерии формирования профессионально-образовательного воспитательного пространства

Критерии

Показатели первого уровня (нормативно-репродуктивный)

Показатели второго уровня (элементарно-творческий)

Показатели третьего уровня (инновационно-творческий)

Смысловой

Соответствие обозначенных в уставе целей ФЗ «Об образовании в РФ» и Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования

Соответствие обозначенных в уставе целей функциям педагогического отделения колледжного  образования.

Наличие стратегии, где определена миссия педагогического отделения колледжа.

Информационно-содержательный

Соответствие учебных  программ федеральному государственному образовательному стандарту. Работает менеджмент качества образования.

Обновление (ежегодное) содержания образования. Соответствие новых дисциплин, специальностей потребностям региона.

Деятельность отделения колледжа  по предоставлению информационно-образовательных услуг населению (структуры, формы, охват населения).

ДеятельностныйУчебная деятельность

Соответствие учебной работы программно-методическим нормативам: объем учебной нагрузки, режим учебной деятельности, обеспеченность студентов учебно-методической литературой. Показатели успеваемости.

Наличие действующих целевых программ, направленных на повышение качества учебной деятельности. Деятельность педагогического отделения колледжа по формированию элиты. Достижения студентов.

Рост количества  проектов. Достижения студентов.

Деятельностный Исследовательская деятельность

Эффективность исследовательской деятельности

Количество экспериментальных площадок, научных обществ. Реальные успехи в исследовательской  деятельности.

Наличие в структуре колледжа исследовательских структур, федеральных экспериментальных площадок. Их реальные достижения.

ДеятельностныйВнеучебная деятельность

Наличие структур (управленческих, студенческих), кратко- и долгосрочных планов по внеучебной работе. Основные направления внеучебной деятельности, охват студентов различными формами внеучебной деятельности.

Наличие концепции воспитания, утвержденной  советом колледжа. Наличие действующих целевых программ. Охват студентов данными программами.

Направления и формы содержательно-досуговой деятельности городского, районного, республиканского,, российского масштаба, инициатором которых колледж. Охват студентов данными формами деятельности.

ДеятельностныйПрофессиональная деятельность

Организации всех видов практики в соответствии с установленным нормативам. % студентов, проходящих практику по договорам, заключенным колледжем с  организациями.

Наличие программ, которые облегчают трудоустройство студентов на рынке труда.
 Показатели трудоустройства выпускников на рынке труда.

Работает система непрерывного профессионального образования.
Охват населения: рост, стабильность, снижение показателей.


ДеятельностныйСоциально-культурная
деятельность

Участие  в городских, районных, областных культурно-просветительских акциях. Охват студентов.

Проведение культурно-просветительских акций по инициативе колледжа городского, республиканского значения. Участие в них студентов (формы участия, количество).

Конкретные  программы, структуры, формы деятельности колледжа по формированию культурной среды города, республики.
Охват населения. Участие студентов (формы участия, количество).

Приложение 3.  Отношение студентов к процессу обучения (тестирование, опрос студентов)

         

Анкета, для выявления типа субъектной связи личности со средой

Для меня колледж  это …

место, которое приближает меня к главной цели всей моей жизни

место получения содержательной информации

пространство эмоционально-значимого общения

место, которое позволяет мне решить личные проблемы (например: избежать армии, выйти замуж)

место, где я учусь быть успешным в жизни

место, где я получаю опыт научной деятельности

место, где я пытаюсь обрести внутреннюю гармонию

место, которое позволяет продолжить жить на иждивении родителей, не думать о заработке

место, где я учусь предприимчивости

место, где я учусь решать глобальные проблемы современности

место, где я учусь понимать людей

место, которое позволяет как-то убивать время

место, где я осваиваю секреты профессии

место, где я могу рассуждать, делиться мыслями

место, где я получаю опыт ВСТРЕЧИ с интересными людьми и опыт разочарования в людях

место тусовки

место, которое позволит (уже позволяет) зарабатывать настоящие деньги в бизнесе

место, где я получаю удовольствие от научного поиска

пространство духовного самопознания

место, куда я случайно забрел (а), т.к. мне было все равно куда поступать

место, где я учусь решать реальные проблемы

место, где получаю удовольствие от интеллектуальных побед (олимпиады, конференции и др.)

пытаюсь понять Кто Я?

место, где меня никто особо не тревожит, не мешают жить, так как я хочу

место, которое мне поможет быть востребованным на рынке труда

место, где могут оценить мои интеллектуальные способности

место, где я ощущаю свою уникальность, непохожесть на других

место, где время от времени учусь

место, где я могу делать важные общественные дела

место, где я учусь интеллектуальной работоспособности, напрягаю свои умственные силы

место, ищу настоящих людей, достойных моего уважения и внимания

место, которое позволяет мне продлить детство и не становиться взрослым

место, которое обеспечит мне материальное благосостояние

место, которое открывает мне дорогу в аспирантуру

место, где я пытаюсь разобраться в своих внутренних проблемах

где я могу плыть по течению, не думая о завтрашнем дне

где я приобретаю нужные связи, знакомства

место, где я определяю сферу научного поиска

место, где я вынужден доказывать всем и самому себе, что я чего-то стою в этой жизни

место, где я для себя и для других делаю вид что учусь

место, где приобретаю навыки работы с людьми

место общения с настоящими учеными

место, где я ищу смысл жизни

второстепенный фон моей настоящей жизни

где я учусь работать в команде

место, где я приобщаюсь к научной работе кафедры

место, где я пытаюсь обрести уверенность в себе

временная пауза перед настоящей жизнью

Процедура заполнения: обведите номера тех утверждений, которые соответствуют вашему отношению к колледжу

Таблица 2. Таблица подсчета

Обведенные номера заносятся в таблицу.

Прагматический тип субъектной связи со средой

Интеллектуально-творческий тип связи со средой

Созерцательный тип связи со средой

Имитационный тип связи со средой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48